Совсем недавно, рядом с Днём знаний, профессиональное сообщество журналистов Украины озаботил вопиющий факт давления на один из базовых демократических институтов – свободу слова, со стороны Ольги Малярчук, которая ныне занимает должность первого заместителя председателя Херсонской областной государственной (военной) администрации.
Оказывал давление супруг Ольги, Александр Малярчук. Он – руководитель частной охранной компании “Контрол рискс” в Киеве, которой достался контракт на охрану посольства Канады в Украине, и на подходе контракт на охрану посольства Японии. Бенефициарные владельцы этой организации находятся в Великобритании и Сингапуре, они наняли Александра Малярчука уполномоченным менеджером украинского подразделения. Неоднозначные действия Малярчука вызвали дополнительный интерес журналистов к персонам, бекграунд которых приводит к неоднозначным выводам. Но, обо всем по порядку.
Начнем с эпохи Януковича, когда супруги Ольга и Александр Малярчуки проживали в панельной офицерской пятиэтажке города Николаева. Заработная плата штатного офицера воинской части в эпоху Януковича была столь скромна, что военнослужащие крутились как могли. Так, Малярчук Александр по блату был направлен на заработки, в составе польско-украинского батальона “УКРПОЛБАТ”, который выполнял миссию НАТО KFOR в Косово. Боевые действия были далеко позади, поэтому служба в украинско-польском батальоне была хорошим и безопасным источником дохода. Супруга Ольга в это время, без какого-либо профессионального образования, нелегально работала фитнесс-тренером в Николаеве.
Надо сказать, батальон отличился серией скандалов, фигурантом которого оказался Александр Малярчук вместе с другим офицером. Они за скромную сумму в 80 тысяч евро продали 1 миллион 300 тысяч литров топлива местным дельцам, что повлекло уголовное преследование. Но оно было декоративным, для начальства из НАТО: ведь позднее, уже в апелляционном суде Житомирской области удалось это уголовное дело порешать через отмену вынесенного приговора. А затем уже закрыть его, без каких либо последствий для фигурантов. Кроме того, в апреле 2011 года на контрольно-пропускном пункте Гюешево македонско-болгарской границы в автомобиле KFOR была обнаружена контрабандная партия сигарет объемом 5 тысяч пачек. Это только те эпизоды, которые получили огласку в прессе.
Такая служба в миротворческом контингенте поправила благосостояние супругов Малярчуков, и Ольга бросила работу фитнесс-тренера, открыв магазин детской одежды. В официальной биографии Ольга Малярчук объясняет смену рода занятий профессиональной травмой. Однако революционные события в стране 2014 года и последующие за ними военные события, изменили жинь семьи военнослужащего Александра Малярчука.
В июне 2014 года, в ходе спецоперации АТО по штурму Славянска, будучи замкомбатом Николаевской 79-й отдельной аэромобильной бригады, Александр Малярчук в составе штурмовой группы попал в засаду. По его версии, когда он лежал отстреливаясь от атаки сепаратистов, ему переехал ногу БТР. В результате чего он попал в столичный госпиталь, вместе с десятками других бойцов, имеющих боевые ранения различной степени. Однако пресса больше всего уделила внимание именно Александру Малярчуку и его супруге: вышли десятки телевизионных сюжетов и сотни статей на цифровых медиа Украины разной степени популярности.
Вместе с тем, среди военнослужащих в отношении Александра Малярчука сложилось несколько другое мнение. По свидетельству сослуживцев, Александр в штурме Славянска непосредственного участия не принимал, а повреждение он получил по неосторожности, они считают это бытовой травмой. Больше того, его подозревают в сотрудничестве с сепаратистами, что будто сам Малярчук предоставил им информацию, которая позволила организовать засаду. Однако, на фоне массовой информационной завесы в медиа, эти подозрения остались на уровне неподтвержденных слухов.
В связи с ранением Александр Малярчук был награжден государственными наградами, получил звание подполковника и уволен в запас, получив должность доцента кафедры Одесской военной академии. Ольга Малярчук в это время разворачивает активную общественную деятельность на волонтёрском поприще, и примыкает к политической силе Петра Порошенко, занимая в партийной структуре областного контура руководящие позиции. Магазин с продажей детских вещей она закрывает в мае 2015 года и получает должность директора учреждения по реабилитации детей с инвалидностью в Николавеве. Будучи доцентом Одесской военной академии, Александр Малярчук ведет активные действия по созданию образовательных учреждений военной направленности для подростков (кадетские классы на базе интернатов).
Таким образом можно прийти к очевидному выводу: после событий штурма Славянска, семья Малярчуков получила достойный социальный лифт и поддержу разного уровня, что вынесло их в авангард патриотического движения Украины. Таких случаев после событий 2014 года немало, когда новые люди поднимаются на Олимп общественно-политического процесса, помогая строить обновлённую страну.
Однако, для ветерана российско-украинской войны, как себя любит называть Александр Малярчук, выглядит крайне странной его военная командировка в Ирак в связи с заключенным контрактом с ОАО “Лукоил” в 2018 году. Для патриота Украины это выглядит крайне нелогичным. Ведь против этой российской организации СБУ ещё в 2015 году возбудила уголовные дела в связи с финансированием терроризма (ст. 285-5 УК Украины).
Пока Александр Малярчук занимался выполнением контракта для российской ОАО “Лукоил” в Ираке, супруга Ольга в 2019 году пыталась получить место в парламенте от партии “Европейская солидарность”, но без успеха. В 2020 году она покидает политическую организацию Петра Порошенко, и начинает сотрудничать с назначенцем президента – Виталием Кимом. Через год он назначает её своим советником по делам военнослужащих, попутно она возглавляет благотворительный фонд Сергея Притулы в Николаевской области. С марта 2023 года Ольга Малярчук назначена заместителем главы Херсонской областной военной администрации, она руководит работами по ликвидации последствий военного характера на Херсонщине и отвечает за направление обороны и гражданской защиты населения.
В 2022 году Александр Малярчук возвращается из Ирака в Украину и становится директором охранной частной организации с иностранным капиталом “Контрол рискс Украина”, которая охраняет посольства в Украине. Тем не менее, в марте 2024 года, антикоррупционное издание “Интент” обратило внимание на декларацию Ольги Малярчук, в которой она не указала стоимость квартиры, принадлежащей супругу – Александру Малярчуку, кроме этого, не задекларировала его доходы на должности “Контрол рискс Украина”.
В августе и сентябре 2024 года информационное агентство “УКРПРЕС ІНФО” издало серию статей с расследованием деятельности супругов Малярчук, обратив внимание на факт сотрудничества Александра Малярчука с российской ОАО “Лукоил”, его работой в оранизации с иностранным капиталом, и на стремитально развивающуюся карьеру Ольги Малярчук.
После этих событий НАПК исключило из публичного доступа декларацию Ольги Малярчук, а в адрес информационного агентства “УКРПРЕС ІНФО” начали поступать угрозы от Александра Малярчука в виде письменных обращений и телефонных звонков. Что само по себе кажется немыслимым. Ведь Ольга Малярчук занимает должность с доступом к государственной тайне, занимается вопросами обороны в регионе, где проходят активные боевые действия, и часть которого уже оккупирована военным путем.