Аудиторы Министерства обороны Украины выявили неправомерные выплаты военным за службу на передовой. Военные части потратили 186 миллионов гривен на тех, кто находился в тылу, сообщила пресс-служба министерства.
Все военнослужащие находились в постоянных местах дислокации. Они выполняли функциональные обязанности, не связанные с ведением боевых действий, но получали боевые доплаты, сообщили в ведомстве.
Приказы о начислении доплат выдавало военное начальство в Киевской, Житомирской, Хмельницкой и Полтавской областях. Материалы аудита переданы правоохранительным органам для установления степени вины должностных лиц и возмещения ущерба государству.
Масштабный аудит в Силах обороны Украины начал главнокомандующий ВСУ Александр Сырский. По словам председателя фракции «Слуга народа» Давида Арахамии, проверки связаны с тем, что большое количество военных ни разу не были в зоне боевых действий за два года полномасштабной войны.
«Армия — 900 тысяч, из них 300 тысяч воюют, а где еще 600 тысяч? Мы понимаем, что есть соотношение: на каждого солдата на передовой должна быть [в тылу] логистика и так далее. Уже нашли восемь тысяч человек, которые прикомандированы к Генштабу и не воевали. Они уже готовятся и пойдут на подмену. Я считаю, что по завершении аудита цифра будет намного большей«, — подчеркивал депутат.
Похожие пропорции тех, кто воюет, и служащих в тылу, озвучивал советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк. По его данным, в реальных боях участвовали 200-300 тысяч человек, а остальные были «очень далеко от войны, но они есть«.
«Мне кажется, одной из ключевых задач Сырского — именно провести аудит: где, кто и как находится. И после этого сказать, какая еще дополнительная численность нужна«, — отмечал советник главы ОП.
Летчика не посадишь в окоп, а пехотинца не поставишь управлять ЗРК Patriot.
Очевидно, власть рассматривает перевод солдат на фронт из тыловых частей как вариант решения проблемы нехватки живой силы. Опрошенные военные в СМИ говорят о невозможности «стихийного» процесса замены специалистов.
На одного бойца приходится несколько человек, находящихся далеко от линии столкновения и выполняющих различные задачи. Кто-то должен обеспечивать охрану тыловых объектов: складов с техникой и боеприпасами, аэродромов и ремонтных цехов, важных транспортных узлов, военных заводов и объектов критической инфраструктуры. Также сохраняется опасность вторжения в приграничные с Россией и Беларусью области. Украине необходимо поддерживать там значительный контингент.
По мнению офицера ВСУ и экс-нардепа Игоря Лапина, аудит Сил обороны Украины — правильное решение, если действительно выявят нарушения и накажут виновных.
«Нормальный процесс контроля за бюджетными средствами. Смотреть надо объективно, ведь работа тыла действительно необходима для обеспечения армии на передовой. Условно скажу так: несколько военных в тылу работают для одного фронтовика«, — поясняет военный СМИ.
Лапин подчеркивает важность подразделений ПВО, работающих далеко от линии фронта, но ежедневно выполняющих боевые задачи: уничтожение вражеских дронов и ракет, наблюдение за воздушным пространством.
«Разберем несколько примеров. Сколько людей обслуживают боевого летчика? Очень и очень много. А военно-морские силы где, в окопах или нет? Мы же на боевых кораблях не плаваем. Кроме морской пехоты, есть и те, кто производит морские дроны Sea Baby. Подумайте, нужны они или нет«, — комментирует военный.
Но есть и другая сторона медали — так называемые воинские части «для своих». Часть из них расположена в Киеве, и эти военнослужащие вообще не были на фронте. Вероятно, там служат дети, родственники и хорошие знакомые представителей военного командования, рассуждает офицер ЗСУ.
«Вспомним воинскую часть 3066 Северного оперативно-территориального объединения Нацгвардии Украины, где служил актер «Квартала 95» Александр Пикалов. Вы думаете, у нас таких мало?» — акцентирует внимание экс-нардеп.
В Нацгвардии отмечали, что Пикалова призвали на военную службу по призыву в период мобилизации с 28 февраля 2022 по 17 января 2024 года. Он получал денежное довольствие в соответствии с инструкцией на период прохождения военной службы.
«Ротацию необходимо проводить разумно, используя перевод тыловых военных на фронт и наоборот. Недопустимо бросать летчиков в окопы, а пехотинцев ставить управлять установками Patriot«, — добавил Лапин.
Выписывали «боевые» для любовниц
Офицер медицинских служб ВСУ сообщил СМИ, что в некоторых подразделениях командиры выписывали «боевые» на своих любовниц и знакомых.
«А человек жил в Киеве, никуда не ездил и получал свои 100 000 гривен. Это открытое уголовное дело, а подобные выписки командировок — известный факт. Вопрос в количестве и качестве«, — рассказал собеседник.
Существуют и «мертвые души», которые числятся в подразделениях, но фактически не служат. Коррупция в тыловых частях может сводиться к требованию перевода на безопасные должности: служба в закупках, штабах командования или ближе к месту проживания военнослужащего. Некоторые высшие военные чиновники заинтересованы в дополнительном доходе, поэтому прекратить злоупотребления крайне сложно.
СМИ ранее сообщали о коррупционном скандале в 77-й отдельной аэромобильной бригаде десантно-штурмовых войск ЗСУ. Жена военного, который служил в подразделении и исчез бесследно, Татьяна Ивчук, говорила о том, что командиры требовали от солдат от 30 до 70 тысяч гривен ежемесячно за невыход на боевое задание.