В Хмельницкой области командира 332-й роты резерва регионального управления Сил обороны ТРО Виталия Шайногу признали виновным в вымогательстве взятки: приговор Староконстантиновского районного суда по ч.3 ст.368 УК.
В августе 2023 года солдат роты резерва написал рапорт на увольнение из рядов ВСУ, ссылаясь на такую причину, как содержание троих детей в возрасте до 18 лет. Командир ответил, что законных оснований для увольнения с военной службы нет, так как солдат является биологическим отцом только двух детей. Однако военнослужащий проконсультировался с адвокатом и повторно подал рапорт на увольнение по семейным обстоятельствам.
После этого командир Виталий Шайнога позвонил солдату и сказал, что он должен заплатить 17,5 тыс. гривен за то, что тот поставит свою резолюцию и направит рапорт в региональное управление Сил ТрО для дальнейшего рассмотрения. В случае непредоставления денег командир отказывался подписывать этот рапорт. Через несколько дней командир снова позвонил и спросил, собрал ли военнослужащий необходимую сумму, и сказал, что деньги нужно будет перевести на его банковскую карту, реквизиты которой он сообщит позже. И через несколько дней отправил реквизиты своей карты через мобильное приложение Signal.
Какова версия Виталия Шайноги?
На судебном заседании командир частично признал свою вину. Он не отрицал получения денег на карту, но изложил свою версию событий. Рассказал, что этот солдат ранее получал консультацию, что оснований для его увольнения с военной службы нет. 7 августа 2023 года этот военнослужащий в кабинете якобы напал с ножом на командира и ещё одного человека, которому причинил телесные повреждения. Солдат вел себя неадекватно, причину нападения объяснить не смог, поэтому его доставили в психиатрическое отделение военного госпиталя, куда также прибыли сотрудники полиции и Военной службы правопорядка. Чтобы снять стресс от такой ситуации, обвиняемый затем выпил 150 мл коньяка, в результате чего у него во время медицинского осмотра было выявлено состояние алкогольного опьянения. За это его привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 17 тысяч гривен. Солдат извинился за своё поведение и пообещал возместить размер штрафа и 500 грн судебного сбора, и именно об этом якобы шла речь в их телефонных разговорах.
Обвиняемый думал, что солдат перевел ему на банковскую карту именно 17 тысяч гривен за тот штраф, который он должен был заплатить по его вине.
Заявитель не отрицал, что в связи с ухудшением состояния здоровья в августе 2023 года был помещен в психиатрическое отделение военного госпиталя и в тот же день на его командира был составлен протокол за нахождение в состоянии алкогольного опьянения во время военной службы. В конце августа 2023 года он написал рапорт на имя командира об увольнении. Но командир сообщил ему, что оснований нет. Он во второй раз написал рапорт, подготовленный адвокатом, и передал командиру. В итоге, в увольнении из рядов ВСУ ему всё равно отказали, так как один ребёнок не является ему родным.
Помощник начальника регионального управления по правовой работе Сил территориальной обороны «Запад» на судебном заседании пояснил, что для решения вопроса об увольнении военнослужащий должен обратиться с рапортом к своему непосредственному командиру, и только по его резолюции рапорт направляется в региональное управление, где он обрабатывается юридической службой, и затем командир воинской части принимает решение и издаёт приказ.
Командир роты непосредственно не был уполномочен принимать решение об увольнении военнослужащего, но без его резолюции рапорт об увольнении не был бы направлен в региональное управление.
Какова была логика суда?
Суд убедился, что подписание рапорта об увольнении военнослужащего входило в обязанности обвиняемого. О том, что он не подпишет рапорт в случае неполучения денег, командир неоднократно говорил в телефонных разговорах с потерпевшим. Суд отверг версию стороны защиты, что деньги обвиняемый перевел как добровольное возмещение штрафа.
Солдат подтвердил, что действительно сначала обещал командиру заплатить его штраф, но таких денег у него не было. А потом он передумал, поскольку командира правомерно привлекли к административной ответственности, хотя употребление им алкогольных напитков было выявлено по вине потерпевшего. Поэтому требование 17 тысяч гривен он воспринимал как плату за подписание рапорта об увольнении.
Обвиняемый в суде также признал, что осознавал правомерность привлечения его к административной ответственности и что его требование к подчинённому заплатить за него штраф было незаконным.
Законодательство на сегодняшний день исключает возможность для осуждённых за коррупционное преступление наказания ниже нижнего предела санкции или освобождения от отбывания наказания с испытанием.
В итоге командира приговорили к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества, кроме жилья. До вступления приговора в законную силу он находится под домашним арестом в ночное время.
Из реестра судебных решений известно, что в 2021 году обвиняемого трижды штрафовали за нахождение в военной части в состоянии алкогольного опьянения. В апреле 2022-го он снова был пойман нетрезвым на службе.