Американский журнал Time охарактеризовал отношения между вице-президентом США Камалой Харрис и президентом Украины Владимиром Зеленским как «непростые». В статье приводятся фрагменты диалогов политиков, состоявшихся до начала полномасштабной войны в Украине, около трех лет назад.
В феврале 2022 года, незадолго до вторжения России в Украину, Харрис была отправлена в Европу с миссией по информированию союзников о вероятности российского нападения. Одной из ее задач было встретиться с Зеленским и донести до него, как США намерены реагировать на возможные военные действия против Украины. Харрис также должна была передать Киеву последние данные американской разведки и дать рекомендации по подготовке к боевым действиям.
Однако, как пишет Time, реакция Банковой на слова Харрис была неоднозначной. Камала Харрис заявила, что нападение России на Украину неизбежно, что вызвало смешанные чувства у украинских официальных лиц. Министр обороны Украины Алексей Резников вспоминает, что Зеленский ответил ей: «Я понял. Наша разведка тоже владеет этой информацией».
Зеленский и Харрис также не смогли прийти к согласию по поводу дальнейших действий Украины в случае вторжения. Президент Украины призвал США ввести превентивные санкции против России, чтобы заставить Владимира Путина пересмотреть свои планы нападения. Также он настаивал на необходимости срочного предоставления Украине современного вооружения, включая зенитные системы, истребители и тяжелую артиллерию.
Однако, как отмечает Time, Харрис отклонила оба предложения Зеленского, объяснив, что США могут ввести санкции против России только после совершения ею агрессивных действий. Вместо того чтобы пообещать отправку современного вооружения, американская сторона оказывала давление на Зеленского, чтобы он публично признал неизбежность войны с РФ, что, по мнению украинской стороны, не принесло бы никакой пользы.
Зеленский прямо спросил Харрис: «Вы хотите, чтобы я признал это, но что это вам даст? Если я признаю это здесь, в этом разговоре, вы введёте санкции?» Однако четкого ответа он не получил.
Time также подчеркивает, что последующие действия Харрис усугубили разочарование Зеленского в союзниках, что придало холодный тон их отношениям. После начала войны Харрис не посещала Украину. По словам одного из украинских чиновников, на официальных встречах она проявляла сочувствие к ситуации, но это сочувствие носило скорее формальный, протокольный характер.
Кроме того, издание отмечает, что Харрис в основном играла вспомогательную роль в отношениях с Украиной, представляя США на саммитах и важных встречах, связанных с российско-украинским конфликтом, когда президент Джо Байден не мог лично присутствовать.